Разъяснение ПКР (SIC) 29 "Концессионные соглашения о предоставлении услуг: раскрытие информации"
Ссылки
- МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" (пересмотренный в 2007 году),- МСФО (IAS) 16 "Основные средства" (пересмотренный в 2003 году), - МСФО (IAS) 17 "Аренда" (пересмотренный в 2003 году),- МСФО (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы",- МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" (пересмотренный в 2004 году),- Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 "Концессионные соглашения о предоставлении услуг".
Вопрос
1. Организация (оператор) может заключить соглашение с другой организацией (концедентом) о предоставлении услуг, которые обеспечивают общественный доступ к основным объектам экономической и социальной инфраструктуры. Концедентом может выступать организация государственного или частного сектора, в том числе и орган государственной власти. Примерами концессионных соглашений о предоставлении услуг являются соглашения в отношении объектов водоочистки и водоснабжения, автострад, автостоянок, тоннелей, мостов, аэропортов и телекоммуникационных сетей. Примерами соглашений, не являющихся концессионными соглашениями о предоставлении услуг, являются соглашения, когда организация передает на аутсорсинг внешним подрядчикам осуществление своих внутренних процессов (например, столовая для сотрудников, обслуживание здания, функции бухгалтерии или отдела информационных технологий).
2. Концессионное соглашение о предоставлении услуг обычно предполагает передачу концедентом оператору на срок действия концессионного соглашения:(a) права на оказание услуг, которые обеспечивают общественный доступ к основным объектам экономической и социальной инфраструктуры; и(b) в некоторых случаях, право на использование определенных материальных активов, нематериальных активов или финансовых активов;в обмен на то, что оператор:(c) обязуется предоставлять услуги в соответствии с определенными условиями и требованиями на протяжении периода концессии; и(d) если применимо, обязуется возвратить в конце периода концессии права, полученные в начале периода концессии и/или приобретенные в течение периода концессии.
3. Общей характеристикой всех концессионных соглашений на предоставление услуг является то, что оператор одновременно получает право и принимает на себя обязанность предоставлять общественные услуги.
4. Вопрос заключается в том, какая информация должна быть раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности оператора и концедента.
5. Определенные аспекты и требования по раскрытию информации, относящиеся к некоторым концессионным соглашениям о предоставлении услуг, уже содержатся в существующих Международных стандартах финансовой отчетности (например, МСФО (IAS) 16 применяется к приобретению объектов основных средств, МСФО (IAS) 17 применяется к аренде активов, а МСФО (IAS) 38 применяется к приобретению нематериальных активов). Однако концессионное соглашение о предоставлении услуг может содержать договоры к исполнению, которые не рассматриваются в Международных стандартах финансовой отчетности, кроме тех случаев, когда договоры являются обременительными, к которым применяется МСФО (IAS) 37. Вследствие этого, настоящее разъяснение содержит требования к дополнительным раскрытиям информации по концессионным соглашениям на предоставление услуг.
Консенсус
6. При определении соответствующих раскрытий в примечаниях к финансовой отчетности должны быть рассмотрены все аспекты концессионного соглашения о предоставлении услуг. Оператор и концедент должны раскрывать в каждом периоде следующую информацию:(a) описание соглашения;(b) существенные условия соглашения, которые могут повлиять на величину, сроки возникновения и определенность будущих денежных потоков (например, период концессии, даты пересмотра цен и основные принципы, на основании которых осуществляется пересмотр цен или условий соглашения);(c) характер и рамки (например, количество, временной период или сумму):(i) прав на использование определенных активов;(ii) обязанностей предоставить услуги или прав, позволяющих ожидать их предоставления;(iii) обязанностей в отношение приобретения или строительства объектов основных средств;(iv) обязанностей по передаче или прав на получение определенных активов в конце периода концессии;(v) возможностей продления или досрочного прекращения концессионного соглашения; и(vi) прочих прав и обязанностей (например, по капитальному ремонту объекта инфраструктуры);(d) изменения в соглашении, возникшие в течение отчетного периода; и(e) то, как было классифицировано соглашение о предоставлении услуг.
6A. Оператор должен раскрыть сумму выручки, а также прибыли или убытка, признанных в отчетном периоде, в отношении обмена услуг по строительству на финансовый актив или нематериальный актив.
7. Информация, которую требуется раскрыть в соответствии с пунктом 6 настоящего разъяснения, должна представляться отдельно для каждого концессионного соглашения о предоставлении услуг, или в агрегированной форме для каждого класса концессионных соглашений о предоставлении услуг. Классом считается группа концессионных соглашений о предоставлении услуг, в которых услуги являются сходными по своему характеру (например, сбор платы за проезд, телекоммуникационные услуги и услуги по водоочистке).
Дата консенсуса
Май 2001 года.
Дата вступления в силу
Настоящее разъяснение вступает в силу 31 декабря 2001 года.Организация должна применять поправку, содержащуюся в пунктах 6(e) и 6A, в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2008 года или после этой даты. Если организация применит Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 в отношении более раннего периода, то указанная поправка также должна применяться в отношении этого более раннего периода и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации