1. Просим Вас дать разъяснения относительно требований законодательства к структуре благотворительной программы в плане детализации следующего:
- списка благополучателей (может ли благополучателем быть организация которая снимает социальный фильм в рамках содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе?
- перечня статей расходов в отношении данного благополучателя. Т.е. можно ли инвестировать в создание указанного фильма без детализации в Программе сметы расходов на фильм. Фильм будет создаваться сторонней компанией, у которой в ее смете заложено все (от расходов на зарплату директора, до расходов на создание раскадровки, гонорары актерам, счета за охрану - третьему ЧОПу). Нужно ли в такой ситуации требовать от благополучателя и отражать в отчетности детализацию копий первичных документов о том куда именно были направлены средства на съемку фильма?
Так же просим разъяснить, можно ли давать гранты коммерческим организациям, если они будут способствовать достижению благотворительных целей.
ОТВЕТ
Коммерческая организация не может являться благополучателем, т.к. данная сделка не может интерпретироваться благотворительной в связи тем что является не безвозмездной (получили деньги- сняли фильм). Кроме того, пунктом 2 статьи 2 Закона «О благотворительных организациях» определено, что на направление денежных средств коммерческим организациям благотворительной деятельностью не является.
Инвестирование в фильм в рамках благотворительной деятельности можно по нашему мнению двумя путями:
1. Утвердить программу (где предусмотреть возможность и необходимость подготовки фильма), заключить договор на оказание услуг с коммерческой организацией (снимающей соответствующий фильм). При этом, для производителя фильма полученные средства будут являться выручкой со всеми вытекающими последствиями в плане налогообложения.
В данной ситуации, руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческая организация вправе не раскрывать смету расходов на съемку фильма.
2. Второй вариант предусматривает утверждение благотворительной программы и выдачу гранта, например на съемки социальной рекламы (по соответствующей тематике) и заключение договора негосударственного целевого финансирования с производителем фильма.
В этом случае объекты налогообложения у производителя фильма отсутствуют, но грант предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Основные признаки целевого финансирования:
1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований.
2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).
Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307).
Средства целевого финансирования, полученные по основаниям, предусмотренным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, при расчете налога на прибыль в состав доходов не включаются.
Полный перечень средств и условий их признания целевым финансированием при расчете налога на прибыль приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Для того чтобы не учитывать полученные суммы целевого финансирования при расчете налога на прибыль, необходимо выполнить два обязательных условия:
- организация – получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
- полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.
При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ).
По окончании года, в котором были получены средства целевого финансирования, организация должна представить в налоговую инспекцию Отчет о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174). То есть указанный отчет нужно сдать в составе годовой декларации по налогу на прибыль в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим (п. 4 ст. 289 НК РФ).
По общему правилу начислять НДС с сумм, полученных в рамках целевого финансирования, не нужно. Это объясняется тем, что объектом обложения НДС является реализация товаров, работ, услуг. В данном случае реализации не происходит – источник финансирования (инвестор) лишь компенсирует получателю средств сумму, израсходованную на целевые мероприятия. Такой вывод позволяют сделать подпункт 1 пункта 1 статьи 146 и статья 39 Налогового кодекса РФ. Однако из этого правила могут быть исключения, в частности, если средства целевого финансирования направлены на оплату товаров (работ, услуг), которые реализует организация – получатель средств.
2. Для финансирования благотворительных программ Фондом планируется учредить ООО (со 100% участием Благотворительного фонда), как именно можно его спонсировать, давать ему деньги из Фонда на ведение деятельности? Какой порядок налогообложения в данной ситуации?
ОТВЕТ
По нашему мнению финансирование деятельности вновь учрежденного Общества можно следующими способами:
1. Перечислять в рамках утвержденных программ по договорам оказания услуг (общий режим налогообложения для получателя средств (НДС, налог на прибыль)).
2. Выдать грант с истребованием отчета о расходах и комплекса исполненных мероприятий по полученному гранту (не облагается налогами с учетом изложенного ответа на вопрос №1).
3. Выдать целевой возвратный заем дочерней организации (налог на прибыль с суммы начисленных процентов).
3. Законодательством о банкротстве установлены ограничения по расходам (не более 20% от расходов Фонда может расходоваться на административно-управленческий персонал). Относятся ли к этому ограничению расходы на юристов, бухгалтеров и др. сотрудников Фонда? Кто является адм.-управленческим персоналом? Куда включаются расходы на аренду помещений для Фонда, поддержание его деятельности?
ОТВЕТ
Аренда помещений и прочие расходы связанные с деятельностью Фонда являются управленческими расходами (счет 26) и не включаются в указанное ограничение (20%), т.к. не являются расходами на персонал.
Пунктом 3 статьи 13 Закона установлено ограничение только относительно только оплаты труда административно-управленческого персонала. Термин административно-управленческий персонал законодательно не определен, в связи с чем считаем что Фонд вправе самостоятельно (в Учетной политике, штатном расписании и т.д.) осуществить разделение должностей на Административно-управленческий персонал, инженерно-технический работников и т.д. Считаем что в любом случае к расходам на АУП следует отнести Руководителя Фонда, бухгалтерию, юристов, т.к. их деятельность непосредственно связана с управлением и администрированием.
Так же следует учитывать, что согласно статье 129 Трудового кодекса РФ под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В состав фонда заработной платы включаются начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер.
Отчисления с фонда оплаты труда в ПФР РФ, ФСС, ФОМС (в целях применения пункта 3 статьи 13 Закона) в фонд оплаты труда не включаются.
Все публикации
- Налогообложение ИП
- Налогообложение при выдаче и получении займов
- Реформирование бухгалтерского учета
- Классификация основных средств
- Оценка основных средств
- Амортизация основных средств
- Теоретико-методологические основы информационной безопасности личности
- Аудит и анализ финансового положения организации
- Актуальные вопросы организации аудиторских проверок
- Методологическая стратегия для осуществления финансового аудита
- Совершенствование организации и методов производственного аудита